Сотрудники ДЮЦ «Старая мельница»

СОЛОВЬЕВ Валерий Александрович

СОЛОВЬЕВ Валерий Александрович

Заслуженный работник культуры России, звукорежиссер высшей категории государственной аттестации, член Союза кинематографистов России, звукорежиссер ДЮЦ «Старая мельница»

Образование – средне-техническое. Окончил Новосибирский электротехникум связи (техникум связи).

О себе: «Работал лаборантом в НИИ радиофизики и электроники, радиомонтажником на знаменитом заводе им. Ленина. В 1964 году прошёл отборочный конкурс и стал звукооператором Западно-Сибирской студии кинохроники (потом стали называть – звукорежиссёром). Я неплохо разбирался в электронике, у меня было три класса музыкальной школы, я играл на кларнете.

Стажировался. 5 декабря, в день сталинской Конституции, получил первую самостоятельную работу: взять интервью с директором совхоза и снимать сюжет для «Сибири на экране» про то, как отдыхают колхозники, – снимали и записывали хор. Из первых самостоятельных, запомнившихся на всю жизнь работ – в Оперном театре записал знаменитого Махмуда Эсамбаева, его танцы сопровождал маленький ансамблик. Запись до сих пор сохранилась: 5-6 мелодий, а сняли 4-5 танцев, среди них «Макумба», «Автомат», что-то ещё…

И моя жизнь понеслась вскачь! Я был молодой, холостой, меня отправляли куда только можно… Я всю страну объездил от Владивостока до Бреста, от Салехарда до Кушки. Приезжал домой, ночь переспал, утром очередной билет на поезд, самолёт – и дальше. 

В 1968 году попал на съёмки фильма о Мешалкине «Жизнь и минуты». Там я увидел впервые уникальные операции на сердце и великого хирурга… Потом много было сюжетов о Евгении Николаевиче. Например, «Мешалкин и его дети» – про тех детей, которых он лечил и спасал.
Шахты, заводы, колхозы… Сколько я их объездил!

В 1972 году снимали фильм о знаменитом сталеваре А.Я. Чалкове, который в декабре 1941-го года первый сварил броневую сталь для танка в мартене. Он получил за это Сталинскую премию и купил на неё автоматы для фронта.

Всю Западную Сибирь я, можно сказать, прополз на пузе. Был на Горном Алтае, в Кемерово у шахтёров, в Стрежевом – у нефтяников, в Томске – у медиков, учёных. Проще сказать, где я не был! 

Как итог: за свою жизнь я участвовал в создании почти 200 фильмов и более 600 выпусков журнала «Сибирь на экране».
Когда-то я был знаковым звукорежиссёром, таких у нас было немного. Мы из «монстров», из «стариков». Я постепенно всего набирался, в силу молодости, любви к музыке, собирал хорошую музыку для кино, слух у меня был, а самое главное – я хорошо разбирался в электронике, и, значит, мог грамотно эксплуатировать оборудование. Работа звукооператора – это «фифти-фифти»: 50 процентов – творчество, 50 процентов – оборудование. Я обеспечивал высокое качество звука. За качество с нас в советское время спускали не семь, а одиннадцать шкур. Проверяли в Москве. Если звук с браком – значит, переозвучивать за свой счёт, и никаких премий. Работали практически без брака. С 1976 года я звукооператор высшей категории. Член Союза кинематографистов России.

Достижения? Фильмы с моей записью звука были лауреатами и призёрами многих отечественных и зарубежных фестивалей. Наиболее значительные из них: «Новосибирск–Толмачёво» (диплом всесоюзного фестиваля в Ленинграде, 1966 г.), «Алтайское солнце в твоём рюкзаке» (международный фестиваль в Югославии, 1971 г.), «Дед Фатей и его сыновья» (приз всесоюзного фестиваля в Ереване, 1977 г.), «Олимпийский прицел» (Гран-При международного фестиваля в Будапеште, 1979 г.) и многие другие. Более сорока лет проработал на Западно-Сибирской студии кинохроники. Внесён в её Книгу Почёта. Заслуженный работник культуры России.

В «Старой Мельнице» я с 2005 года – официально, а неофициально с 99-го, я тогда был как «прихожанин» – приходил сюда с основной работы. Я не педагог, я звукооператор, призван в помощь всем нашим педагогам, помогаю вокалистам – записываю певцов, мальчиков и девочек. Помогаю со звуковым оформлением в театральных постановках. Записываю «плюсовки» – это музыка с голосом. Практически всё, что в нашей мультипликации: музыка, шумы, вся озвучка – мои».

Возврат к списку