Версия для слабовидящих

Академия детских наук

ПРОЕКТ

Детский Академгородок
Детский городок науки, техники и искусств

Л.Л. Сикорук, Н.В. Строганцев
2012-2018 г.г.




СОДЕРЖАНИЕ: 

РАЗДЕЛ 1: Обоснование. Концепция Детского Академгородка науки и искусств.
1.1. Почему в Новосибирске нужно строить детский Академгородок.
1.2. Концептуальные направления. 
1.3. Месторасположение. 
1.4. Этапы. Состав и характеристика сооружений.

РАЗДЕЛ 2: Окупаемость.
2.1. Окупаемость проекта.

Приложения:
1. Данные об авторе проекта.
2. Психолого-педагогические, дидактические аспекты; аспект преемственности поколений.
3. Состав рабочей группы проекта.

РАЗДЕЛ 1: 
ОБОСНОВАНИЕ. 
КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО АКАДЕМГОРОДКА 
НАУКИ И ИСКУССТВ
  
1.1. Почему в Новосибирске нужно строить детский Академгородок

Наши дети живут в достаточно циничном мире, от детских глаз почти ничего не скрыто, для них представлен целый ряд псевдо идеалов и ценностей. Это является причиной деструктивного поведения большей части молодого поколения, и по мнению педагогов, психологов и общественных деятелей – это результат серьезной болезни общества. 

В настоящее время утерян ряд форм вовлечения детей и молодежи в творческие процессы практического создания объектов научно-технологического и модельно-технического творчества. В Советское время данные формы позволяли РЕГУЛЯРНО, путем системной многолетней работы, формировать группы молодых людей, ориентированных на самореализацию (по мере взросления) в сфере технических, технологических и связанных с ними научных направлений. Таким образом, создавался кадровый резерв специалистов, которые обеспечивали преемственность старшим поколениям в важных отраслях промышленности, преодолевался разрыв в вопросе введения специалистов в профессию после окончания ВУЗов.  Эти направления были реализованы в технических и других разнообразных кружках при школах, дворцах и домах пионеров, домах детского творчества. Работа в этих направлениях имела как самостоятельный эффект – раннее выявление талантов в области музыки, изобразительного искусства, театра, кино, спорта – так и давала СИНЕРГИЮ по развитию творческих способностей у всех детей и молодежи, в каких бы кружках, секциях, направлениях они не занимались.
 
В настоящее время утрачивается сама способность мыслить нестандартно, в соответствии с требованием сегодняшнего дня, что является главной угрозой развитию нашей страны и ее технологическому лидерству в ряде отраслей.
Такое положение наносит серьезный ущерб и ставит под вопрос конкурентоспособность России в будущем.

Предложенный проект предусматривает возвращение к проверенным временем формам работы с детьми и молодежью, с учетом требований современности. Это подтверждено психолого-педагогическим и дидактическими аспектами, а так же аспектом преемственности поколений (Приложение №2). 

Самобытность проекта выражается в том, что в отличие от парков формата «Диснейленд», наш детский Академгородок наряду с развлечениями знакомит детей с основами науки, техники и искусства. В отличие от интерактивных музеев науки у нас дети самостоятельно проектируют и изготавливают большинство экспонатов. В отличие от детских технопарков, у нас дети знакомятся с наукой и техникой в эмоционально-чувственной (эстетической) среде, что максимально отвечает требованиям современной педагогики и психологии возраста.

Городок науки, техники и искусств, Детский Академгородок создается  для детей от 3-4 до 16-18 лет. Это наше будущее.

1.2. Концептуальные направления

Миссия Городка – создание условий для популяризации науки, техники, искусства, среди детей, создание условий для постоянного и плодотворного самостоятельного творчества. 
Детский Академгородок выполнит важную образовательную функцию по таких областях науки, искусства и спорта, как:*
• Астрономия;
• Физика;
• Математика;
• География;
• Метеорология;
• Палеонтология;
• История науки;
• Технические дисциплины (робототехника, моделирование, IT сектор);
• Ремесленные мастерские (столярное дело, слесарное, гончарное и т.п.);
• Режиссура, мультипликация, театральное мастерство;
• Спортивные секции (планируется более 20 видов спорта);
• Декоративно-прикладное и художественное творчество;
• Музыка, вокал, танцевальные направления;
• Языковые школы;
*Примечание. Список перечисленных областей науки, искусства и спорта может  расширяться.

1.3. Месторасположение 



Участок для реализации проекта (на карте выделен желтым цветом) находится в государственной собственности, общая площадь 11 ГА, и расположен в 4 км от Советского района г. Новосибирска, в муниципальном образовании, ориентированном по плану развития агломерации на рекреационную деятельность.
Расстояние до СО РАН (Академгородка) 12 км.
Расстояние до ВАСХНИЛ 15 км.
Расстояние до центра Новосибирска 30 км.

Транспортная сеть территории в разы менее загруженная, чем в городе, что обеспечивает высокую скорость доступа во все районы города. Вблизи участка находятся необходимые узлы подключения к энергоресурсам (газ, электричество).

Данный участок граничит с территорией фермерского хозяйства, на которой создается Конный клуб с манежем (см на карте выделен голубым цветом), а также участком, на котором проектируется КВВС (комплекс водных видов спорта с аквапарком (см на карте выделен розовым цветом).

На территории, в 300 метрах от будущего Детского Академгородка, уже ведется строительство здания, которое может быть использовано для размещения структур (лабораторий, бюро, мастерских и т.п.), входящих в «ЗАМОК ЗНАНИЙ», предусмотренных проектом. Готовность объекта на сегодняшний день 60%. По площади, планировочным решениям, а так же всем необходимым  требованиям, строящееся здание соответствует заявленным параметрам.

Детский Академгородок планируется строить по схеме государственно-частного партнерства (далее ГЧП), либо с привлечением на конкурсной основе внешних инвесторов. Работа по привлечению может начаться после разработки проекта планировки территории на исходный участок.

Все необходимые сопутствующие (функционально) объекты – гостиницы, предприятия общепита, магазины игрушек, сувениров и т.п. планируется также размещать на заявленном участке и на подобных условиях (ГЧП), либо на коммерческих условиях.


1.4. Этапы. Состав и характеристики сооружений

Проект делится на два этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП
Состоит из трех объектов:
1. Научно-инженерный корпус «ЗАМОК ЗНАНИЙ» + парк. Готовность объекта 60%.



Общая площадь «Замка знаний» около 4 000 м2     
Площадь парка 3 439 м2

               Наименование помещений «Замка знаний»:

    Площадь, кв.м.

1

Детское проектное и архитектурное бюро

110

2

Киностудия

150

3

Физическая лаборатория

40

4

Автомотоклуб

80

5

Мастерская электроники и робототехники

50

6

Клуб «Искатель» проектирование и изготовление опытных
механизмов

40

7

Клуб геодезистов

40

8

Клуб «Юный археолог»

40

9

«Оптико-механическая мануфактура»

80

10

Мастерские (4 шт)

200

11

Кинозал и актовый зал

250

12

Зал сменяемых экспозиции

400

13

Политехнический музей

150

14

Цифровая библиотека

150

15

Павильон «Луна, Марс, Венера»

250

16

Виртуальный «Эрмитаж»

100

17

Театр «сферорама»

100

18

Астрономическая обсерватория

60

19

Лаборатория солнечно-земных связей

60

20

Отдел палеонтологии

60

21

Столярная «Мастерилка»

80

22

Экспозиционный зал и зал интерактивной науки

350

23

Лунная обсерватория

50

24

Гостиница

370

25

Вспомогательные помещения (коридоры, холлы, с/у, технические помещения, узлы ввода сетей и пр.)

740

 

ИТОГО:

4 000


2. Спортивный комплекс «АркА»*:
*действующий объект. Введен в эксплуатацию в 2014 г.



Общая площадь 1 600 м2

             Наименование

Виды, направления

Площадь

1

 

 

 

 

БАССЕЙН

- Сауна

- Спортивное плавание;

- Индивидуальное плавание;

- Аква-аэробика;

- Водное поло;

- ЛФК в воде;

- Проведение соревнований;

- Свободное плавание;

 

 

 

688 кв.м.

4 дорожки по

25 метров

2

 

 

 

 

 

 

 

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ

- Волейбол;

- Большой теннис;

- Бадминтон;

- Настольный теннис;

- Художественная гимнастика;

- Спортивные мероприятия (проведение турниров, соревнований и массовых мероприятий по типу «Папа,Мама,Я»);

- Проведение фитнес-конфессий и спорт-фестивалей;

- Занятие флорболом.

 

 

 

 

 

 

 

648

3

ФИТНЕС ЗАЛ

- групповые занятия различных направлений (pilates, йога, body sculpt, hot iron, стрейчинг, степ-аэробика, дэнс пластика, детский восточный танец , детский фитнес.);

- детская школа развития (групповые занятия с детьми в возрасте от 1 года до 7 лет.);

- проведение тренингов

 

 

 

 

 

 

40

4

ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ

- Свободные занятия на тренажерах;

- Индивидуальные и групповые занятия с тренером;

 

 

144

5

МАССАЖНЫЙ КАБИНЕТ

-проведение различных видов массажа опытным массажистом;

- консультации массажиста;

-Наращивание бровей, ногтей, ресниц;

-Уроки макияжа.

 

50

6

МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ

 

30

 

ИТОГО:

 

1 600


3. Конный клуб:
Табун 25 лошадей, конюшня. Занимаемая территория – 1,3 Га. 


ВТОРОЙ ЭТАП:
После запуска Детского Академгородка параллельно с его работой будут возникать новые развивающие программы и аттракционы:

• Метеорологическая станция на открытой площадке;
• Террариум;
• Инсектарий;
• Открытый бассейн- «лягушатник» 10×25 м;
• Кордодром;
• Эоловый оргАн;
• Солнечная печь;
• Парк юрского периода;
• Детская железная дорога;
• Театр «латерна магика»;
• Территория сказки;
• Натуральная площадка для съемок фильмов и телепрограмм;
• Прокат исторических костюмов, фото и пр.;

При наличии заинтересованности государства в возникновении  Академгородка, можно детально прорабатывать количественные, качественные и экономические показатели второго этапа.


РАЗДЕЛ 2: 
ОКУПАЕМОСТЬ.

2.1. Окупаемость проекта «Детский Академгородок»

Окупаемость проекта необходимо разделить на:
А) Текущую деятельность (эксплуатация, заработная плата сотрудников);
Б) Окупаемость капитальных вложений.

(А) Самоокупаемость текущей деятельности строится с использованием возможностей модели государственно-частного партнерства. В зависимости от соотношения вложений стороны в соответствующем соотношении производят финансирование содержания объекта, так и в этом же соотношении используют временной ресурс объекта.

Конкретное соотношение использования времени и его условия определяются сторонами на стадии проектирования и закрепляются в Инвестиционном соглашении.

При разработке проектной документации необходимо будет произвести подробные расчеты по каждому виду деятельности. Очевидно, что не все виды деятельности будут иметь одинаковую потенциальную коммерческую доходность, часть из них вообще не имеет «коммерческого потенциала» (математика, физика, астрономия). Однако, с одной стороны издержки на них могут покрываться высокой доходностью от других направлений за счет мультипликативного эффекта.

(Б) Окупаемость капитальных вложений больше связана с качественными показателями, которые возможно оценить в периоде 5 лет и выше. При этом некоторые количественные характеристики можно рассмотреть уже сейчас по следующим показателям:
- количество детей, прошедших базовую подготовку по разным направлениям работы Детского Академгородка;
- количество победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п. различных уровней;
- количество стипендиатов, поступающих в ВУЗы, колледжи и т.п. по соответствующим специальностям;
- количество заявок на изобретение, патент, иные авторские права и т.п., % акцептации (одобренных) поданных заявок;
- количество занятых специалистов в работе городка, % их уровня «самофинансирования»;
- количество, виды и финансовые показатели оказанных платных услуг;
- количество и виды проведенных концертов, конкурсов, спектаклей, конференций, выставок, презентаций и т.п.;
- % полезного (то есть по основному назначению) времени использования основных средств городка в периоде.

По предварительным подсчетам окупаемость инвестиций 1го этапа составит 7 лет. 
В случае активного развития 2го этапа окупаемость сократится до 5 лет.


Приложение № 1.

1. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ ПРОЕКТА

Сикорук Леонид Леонидович - родился 23 июля 1937 года в городе Осинники Кемеровской области, образование – высшее, окончил Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), по специальности кинооператор. Советский кинорежиссер, поставивший и снявший в 1970-х годах на киностудии «Новосибирск Телефильм» серию телевизионных передач «Физика для малышей», член Союза кинематографистов России 
(1966 год), почетный житель г. Новосибирск, сейчас директор детско-юношеского центра «Старая мельница», идеолог уникального новосибирского планетария http://www.nebo-nsk.ru/



Звания и награды

• Кандидат педагогических наук (1998 год);
• Заслуженный деятель искусств (1996 год);
• Премия Академии Российского телевидения «ТЭФИ-регион 2002г.» в номинации «Наука на «Старой мельнице»;
• Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2008 год);
• 9 января 2009 г. Международный астрономический союз (Гарвард, США) присвоил малой планете (астероиду 8561) имя Sikoruk. Под этим называнием астероид вошел во все справочники и астрономические таблицы эфемерид;
• Человек года (2012) за успехи в области искусства и кино (ж. «Деловой квартал»);
• «Человек года» – премия мэрии г. Новосибирска (2012 год);
• «Человек года» – премия журнала «Деловой квартал» (2012 год);
• Почетный житель Новосибирска (2013 год).

Профессиональное увлечение астрономией

• Л.Л. Сикорук стал инициатором начала промышленного производства телескопов ТАЛ на Новосибирском приборостроительном заводе;
• В среде любителей телескопостроения Л.Л. Сикорук является культовой личностью;
• В 1973 году организовал Клуб любителей телескопостроения имени Д.Д. Максутова;
• В 1973 г. выступил инициатором серийного производства телескопов для любителей астрономии на Новосибирском Приборостроительном Заводе. За 16 лет существования клуба школьники изготовили более 100 телескопов размером до 315 мм;
• В 1976-1978 годах вышел его фильм "Телескопы", посвященный данной тематике;
• Второе издание его книги "Телескопы для любителей астрономии" стало последней книгой по любительской астрономии, выпущенной в СССР. Она стала самой популярной и цитируемой книгой среди любителей телескопостроения республик бывшего СССР;
• В 2006 г. выступил инициатором строительства большого Новосибирского планетария. В течении шести лет был научным руководителем и куратором проектирования и строительства планетария.

Кинематографическая деятельность Сикорука Л.Л.

В 1990 г. основал собственное предприятие «Старая мельница», которое занималось производством кинофильмов и телепрограмм, главным образом для детей. В 1994 г. организовал Областную школу-студию детской кинематографии, которая переросла в Детско-юношеский центр «Старая мельница», которым он руководит до сих пор.

Леонид Леонидович Сикорук Л.Л. в кино работает с 1956 года, с того момента, когда, будучи студентом Новосибирского инженерно-строительного института, начал снимать технические фильмы для кафедры гидравлики. Одновременно с этим организовал первую в Новосибирске любительскую киностудию, где вместе с друзьями снял игровую комедию «Весна, любовь и экзамены».

В 1958 г. устроился работать оператором на Новосибирское телевидение. В 1966 г. окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Снял в качестве оператора пять игровых и несколько десятков документальных фильмов. Но с 1970г полностью посвятил себя работе над познавательными фильмами для детей. Первая серия «Физика для малышей» стала лауреатом 3-го Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (1973 г.), она была тиражирована по всем студиям СССР, а также продана в 71 зарубежную страну.

Приложение № 2                
 
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Одна из самых важных причин слабости нынешней системы воспитания детей и молодежи – отсутствие у них надежного интересного дела. В городе исчезли и городская, и областная станции юных техников. Отсутствие интересного увлекательного дела – без преувеличений настоящая трагедия для любого ребенка, существа от самой природы любознательного, деятельного, творческого. Стремление постоянно переживать состояние восторга, эйфории, свойственное детству, и, многие получают их с помощью наркотиков, алкоголя, асоциального поведения. Это ведет к формированию зависимости – аддукции, явлению глубоко негативному. 

Творчество – единственное средство, вызывающее «положительную аддикцию». Постоянно переживая состояние радости и восторга в результате больших или малых достижений в творчестве, человек, в известном смысле, становится «рабом» творческого акта. Вызывая у ребенка в течение длительного времени состояние радости, как результата его самостоятельного творчества, мы постепенно формируем устойчивую зависимость от творческого акта. Так мы уводим подростка от наркотиков, алкоголя, асоциального поведения, размышлений о суициде, формируя полноценную счастливую творческую личность. 

Исследования психологов последних 30-40 лет показывают, что основной фактор, влияющий на здоровье – наличие или отсутствие у человека поисковой активности. Высокая поисковая активность играет важную биологическую роль, повышает устойчивость организма к вредным воздействиям и стрессам. 

Кроме этого, научно-инженерный корпус Городка – место, где формируется мотивация творчества и прививается любовь к наукам и наукоемким технологиям. Но наиболее важная функция Детского Академгородка – формирование и сохранение ярких впечатлений на всю жизнь, без которых, по мнению психологов невозможно никакое творчество. Задача Городка дать возможность каждому ребенку сплести свой «золотой клубок впечатлений», который он будет «распутывать всю жизнь».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
«Деятельность – единственный путь познания», Б. Шоу

Как совершенно справедливо замечает академик Российской академии образования и академик РАЕН ректор НИПКиПро, профессор В.Я Синенко, в современных условиях такие формы, как урок, лекция, семинар безнадежно устарели и являются тупиковым путем. Необходим поиск новых форм образовательного процесса. Хорошо известны две блистательные формулы педагогики: «В детстве человек сплетает золотой клубок впечатлений, который затем распутывает всю жизнь» (П.И. Чайковский» и «Деятельность – единственный путь познания» (Б. Шоу). Именно эти две мысли мы кладем в основу разработки Концепции Городка науки и искусств, а также его отдельных экспонатов и аттракционов. Мы должны создать условия для накопления детьми самых ярких впечатлений, без которых невозможно творчество в будущем создать условия для самостоятельной деятельности большому числу юных новосибирцев.

Из психологии и педагогики хорошо известно, что ни фильмы, ни телепрограммы, ни даже книги не дают подлинных, глубоких знаний. Только собственный опыт человека – настоявший кладезь знания. Поэтому вся работа Городка строится на принципах самостоятельной научно-любительской и художественно-творческой деятельности детей и молодежи. 

Основную часть жизни ребенок проводит в сказке. Сначала это – «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», потом – Жюль Верн, Александр Беляев, Александр Дюма, Александр Грин, Иван Ефремов, и др. Поэтому, естественно, что объекты Городка должны напоминать одновременно и сказку и нечто фантастическое из будущего. Прежде всего, в глаза посетителей будет бросятся вид старинного «Замка знаний– научно-инженерный корпус».

Городок науки, техники и искусств, а по сути, «Детский Академгородок» не только станет базой воспитания многих поколений детей города и области, но будет украшением мегаполиса, оставаясь уникальным объектом для Сибири, но и в целом. Ничего подобного в нашей стране нет. Последнее обстоятельство, вероятно, позволит привлечь к его строительству и частный бизнес, и федеральные ресурсы. 

Главное назначение Городка – это его педагогическая миссия – неназойливое воспитание детей и формирование у них мотивации творчества.

В «детстве» современной цивилизации, в античные времена четкой границы между наукой и искусством не существовало. Многие научные труды того времени написаны в стихах «Иллиада», «Одисея». Первые названия в астрономии, пришли из мифов и легенд – Андромеда, Персей, Цефей, Кассиопея, Пегас Во времена эпохи Возрождения многие ученые оставались и выдающимися художниками: профессор математики, член Лондонского королевского общества и магистр искусств Исаак Ньютон, физик и архитектор Роберт Гук, Леонардо да Винчи, ученый, художник, поэт М.В. Ломоносов. И позднее время мы встречаем выдающихся естествоиспытателей и художников (И. Гете). Даже в XIX веке, не смотря на строгое разделение труда мы видим выдающегося специалиста в области неорганической химии и одновременно автора «Богатырской симфонии» и оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина, или морского офицера и одновременно композитора Н.А. Римского-Корсакова. Даже в ХХ веке блистательный скрипач А. Эйнштейн создал теорию относительности, а не менее известный пианист М. Планк – квантовую механику.

Детям с их эмоционально-чувственным, эстетическим отношением к миру свойственно не разделять научное и художественное, поэтому в Детском Академгородке наука и искусство должны не механически складываться, а органично сплетаться, образуя единую научно-художественную картину мира.   

АСПЕКТ «ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»

Существующее понятие «Конфликт поколений» проявляется в обществе на разных уровнях. В сфере социальных отношений присутствует эффект «выживания» сотрудников старшего поколения либо на пенсию, либо 
(в лучшем случае) в обслуживающий персонал.

При этом вопрос передачи опыта и навыков при смене поколений наиболее опытных сотрудников, как правило, совсем не ставится (в отличие от передачи материальных ценностей). Таким образом происходит выхолащивание понятия «преемственность поколений».

При реализации проекта Детского Академгородка есть возможность преодоления данной проблемы. Данную задачу необходимо решать системно и последовательно, вовлекая в работу специалистов, вышедших на пенсию и обладающих необходимыми компетенциями и опытом.

В рамках проекта предусматривается формирование КАДРОВОГО фонда наставников-преподавателей, прошедших школу реального производства (управления, научной, творческой и т.п. деятельности) и вышедших на пенсию, для максимального использования накопленного ОПЫТА и передачи будущим поколениям. Данная задача является одной из важнейших составляющих (тем) гармонизации проекта в целом.


Приложение № 3:

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРОЕКТА

Для подробной разработки проекта, планируется создание общественной рабочей группы (подобно той, работа которой себя отлично проявила при реализации Новосибирского планетария).

Ориентировочный состав рабочей группы проекта:
1) В.Я. Синенко, академик РАО (общая педагогика);
2) Л.Л. Сикорук, Заслуженный деятель искусств РФ, кандидат педагогических наук (астрономия, геодезия, метеорология, кино и телевидение);
3) Е.Л. Бородовская, кандидат педагогических наук (археология);
4) О.В. Солнышеова, кандидат педагогических наук (геодезия, география);
5) Н.В. Строгранцев (авто - мотоспорт, общий менеджмент);
6) А.И. Щетников (физика); 
7) Н.И. Раковская, член Союза дизайнеров России (Дизайн);
8) В.А. Сёмин (робототехника);
9) С.Б. Бахарев (авиамоделизм); 
10) В.М.  Калужский, Заслуженный деятель искусств РФ (детская филармония);
11) В.М. Тимофеев, член академии космонавтики РФ им. К.Э. Циолковского (космонавтика);
12) И.В. Поповский, профессор (архитектура, общестроительный проект);
13) А.П. Николаев (спортивный менеджмент);
14) Ю.П. Воронов, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН (Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук);
15) Т.Ю. Федорова (общий координатор проекта).

Представитель:
Детско-юношеский центр «Старая мельница»
sm.nios.ru

Партнеры:
Новосибирское Представительство Российско-Сингапурского Делового Совета
rsbctrade.ru/novosib/
Группа предприятий СибПроектДевелопмент
gpspd.ru
«Коттеджный поселок "Морской берег"»

Смотреть видеоролик о проекте >>>

Задать интересующие вопросы можно по адресу:
akademiya-dn@mail.ru

Возврат к списку