Волшебный мир мультипликации

Статья опубликована в газете
«Педагогическое Эхо» (№3 (196), март 2011 г.)

О мультипликации можно говорить с разных точек зрения: исторической, технологической, практической, обучающей, эстетической и многих других. Также мультипликация заслуживает внимания как вид искусства, занятия которым способствуют разностороннему развитию ребенка. Но прежде всего, хочется более широко раскрыть смысловую сторону понятий «мультипликация» и «анимация», рассказать о них с ознакомительно-практической точки зрения, а далее – с педагогической и обучающей.

«Мультипликационный» и «анимационный» фильмы – эти слова так давно на слуху, что кажутся понятными и воспринимаются как одно и то же. Но, на самом деле, между ними есть принципиальные отличия. Хотя, обобщив их, можно назвать всё одним термином – «вид киноискусства». Так что же скрывается за такими похожими, но разными терминами?

Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных объектов на кальках и целлулоиде (графическая или рисованная мультипликация). В современной практике создания рисованной мультипликации этап «съемки на камеру» упразднен – производится сканирование и обработка в компьютерных программах, в них же аналогично последовательным образом создаются кадры и производится их монтаж. 

Анимация (от фр. animation – оживление, одушевление) – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения объёмных объектов (объёмная, или кукольная «мультипликация»). К ней относятся кукольная и пластилиновая анимация, фильмы, сделанные в технике перекладки, а также при помощи сыпучих материалов: песка, кофе, соли, круп и т.д.

За время своего существования (начало зарождения – конец XIX века) мультипликация и анимация, как и кинематограф, претерпели большие изменения. С развитием технологий кинопроизводства развивались и технологические способы создания мультфильмов. Появились более сложные виды анимации и стало не так просто провести границу между «мультипликацией» и «анимацией», поэтому, на сегодняшний день, разделение двух таких разных по сути понятий носит более условный характер, по причине специфики технического – компьютерного производства фильмов. Но суть у каждого вида так и осталась своя.

Компьютерная анимация 2D и 3D

2D-анимация – создаваемая на компьютере, сохраняющая иллюзию плоского изображения движущейся картинки (рисованной графики). К этому же виду относится так называемая «Flash-анимация» («флеш-анимация»), от одноименного названия компьютерной программы «Flash» (от анг. flash: (разг.) миг, мгновение; (кино) кадр).

3D-анимация – создаваемая на компьютере, сохраняющая иллюзию объемного изображения объектов и их движения в пространстве (как в кукольной анимации). Одна из первых компьютерных программ по созданию 3d объектов с возможностью их анимации так и называлась – 3D-Max.

Что же это такое волшебный мир мультипликации? Что он может дать в работе с детьми? Мультипликация – это открытая дверь в чудесный мир безграничных творческих возможностей, рождающийся в воображении и продолжающий свою жизнь в творениях человеческой фантазии – мультипликационных и анимационных фильмах. Этот мир – мир игры, жизни, любви, боли, счастья, страданий и множества других переживаний, иными словами – художественное отражение явлений реального мира.

Язык анимации – универсальный язык выражения автором своих чувств, эмоций, желаний, дающий возможность высказываться аллегориями, метафорами и просто напрямую. Такой способ самовыражения посредством фильма как нельзя лучше подходит для разностороннего развития ребенка, т.к. в работе над фильмом затрагиваются аспекты не только изобразительного искусства, но и литературы, музыки, актерского мастерства, режиссерской работы, ведь мультфильм это всегда проиллюстрированная, озвученная история, в которой персонажи – маленькие жанровые актеры, ведомые незримой рукой автора.

Занимаясь созданием фильма, от начала до конца, проходя все сложные этапы творческого процесса, ребенок максимально задействует свои способности и скрытые ресурсы, активизируются и развиваются такие способности как: пространственное видение (объема на плоскости бумаги и экрана), образное и логическое мышление (создавать историю и выполнять техническую часть воплощения), чувство ритма, чувство художественного вкуса, и многие другие. Развивая воображение, ребенок также приобретает навыки управления своей фантазией, направляя ее в нужное русло, что поможет ему в решении задач, поставленных не только в стенах мультмастерской, но и за ее пределами, в любых других жизненных условиях, где потребуются изобретательность, смекалка, нестандартный ход мыслей.

Проходя все этапы создания собственного мультипликационного творения, дети учатся правильно взаимодействовать с реальным миром, пропуская его через себя, свое восприятие, и воплощая свои идеи, наблюдения, размышления о жизни в «оживленных рисунках». Педагог же выступает в роли соавтора, и старшего товарища, который помогает и направляет творческие искания воспитанников в верном направлении, соотнося их с законами жанра.

Раковская Н.И.,
педагог дополнительного образования,
мастерская мультипликации ДЮЦ «Старая Мельница»

При любом использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна!